Тяговые подстанции
Тяговая подстанция — электроэнергетическое сооружение, предназначенное для обеспечения электроснабжения и управления электротягой в системе железнодорожного транспорта. Играет ключевую роль в электрификации железнодорожных путей, трамваев и метро и троллейбусов.
Тяговые подстанции выполняют следующие функции:
- Преобразование высокого напряжения электроэнергии, поступающей от центральной электростанции или подстанции, в напряжение, пригодное для питания электрического транспорта.
- Обеспечение надежной и стабильной поставки электричества для работы электропоездов и других видов электрического транспорта.
- Управление и контроль над нагрузкой, чтобы оптимизировать использование электроэнергии и обеспечить безопасную эксплуатацию системы электротяги.
- Обеспечение аварийной защиты и регулирование напряжения и частоты в системе электротяги.
- Тяговые подстанции разрабатываются и строятся с учетом особенностей конкретной транспортной системы и требований к электропитанию транспорта.
Принципиальная схема тяговой подстанции
Устройство подстанции может варьироваться в зависимости от конкретных требований и характеристик системы, для электропитания которой она построена. Типовая схема включает следующие основные компоненты:
- Высоковольтный источник электроэнергии напряжением переменного тока (например, 110 кВ или 220 кВ);
- Трансформаторы — напряжение сначала проходит через трансформаторы, которые понижают его до уровня, подходящего для использования в системе электротяги (обычно 25 кВ или 15 кВ переменного тока).
- Выпрямитель — после трансформации напряжение выпрямляется, преобразуя переменный ток в постоянный ток. Для этой цели часто используются выпрямительные устройства, мосты, диодные и тиристорные модули, другие виды силовой электроники.
- Коммутационное оборудование, которое управляет распределением электроэнергии на разные участки железнодорожных путей и контролирует подачу энергии на электропоезда и другие транспортные средства. Это, реле контроля фаз, дифференциальные автоматические выключатели и другие устройства.
- Система управления — контролирует работу всех компонентов и обеспечивает оптимальное распределение электроэнергии для обеспечения надежной и эффективной работы системы электротяги. Включает микроконтроллеры, средства мониторинга и диагностики для обнаружения и устранения неисправностей.
- Защитные и аварийные системы, которые реагируют на нештатные ситуации, как короткие замыкания и перегрузки, чтобы предотвратить повреждение оборудования и обеспечить безопасность.
На выходе из тяговой подстанции устанавливаются распределительные трансформаторы, которые преобразуют напряжение до уровня, необходимого для питания электропоездов на железнодорожных и трамвайных путях. Общая схема тяговой подстанции постоянно модернизируется за счет использования средств микроэлектроники и компьютерной техники. Конкретные детали и характеристики могут различаться в зависимости от местоположения, мощности, типа электрификации и других факторов.